Рито́рика (рето́рика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Риторика в современном мире - путь к успеху! Уроки риторики - это не только ораторское искусство, ораторское мастерство или культура речи. Это - еще и обучение общению, выработка уверенности в себе, навык нравиться окружающим. Во сколько лет надо начинать заниматься риторикой? Оптимально - в школе с 5 по 7 класс. Именно в это время у ребенка очень интенсивно формируется основная линия поведения на всю жизнь. Риторическая площадка учит школьников говорить, выражать свои мысли, достигать результата. Представляем вашему вниманию учебник по риторике: Н. А. Лымарь "Риторика. 5 класс" Издательство: Дрофа, 2008 г. Интегральный переплет, 224 стр. ISBN 978-5-358-01591-3 Тираж: 7000 экз. Формат: 70x90/16 (~170х215 мм) Цветные иллюстрации Риторика с древнейших времен являлась неотъемлемой частью классического образования. Традиции преподавания этого искусства сформировались еще в античности, затем риторика составляла основу образования в Европе в эпоху Средневековья, Возрождения, Нового Времени. В России преподавание риторики в школах и университетах достигло большого успеха: учебник по риторике написал, в частности М.В. Ломоносов. Умение говорить входило в программу Царскосельского лицея, где риторику преподавал выдающийся педагог и оратор Н.Ф. Кошанский. В современной школе риторика зачастую является факультативным предметом или включается в изучение русского языка. Большинство учителей не использует учебники по риторике, практически отсутствует специальность «преподаватель риторики». В результате ученики приобретают знания по предметам, но лишены возможности грамотно и структурированно изложить эти знания, аргументированно защитить свою точку зрения. Знающий ученик часто выглядит незнающим, потому что ему не хватает риторической компетентности: он не в состоянии убедительно изложить свои знания, самостоятельно определить цели своего обучения, осознанно выбрать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач, определять способы действий в предложенных условиях и корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Сегодня разве что ленивый не говорит о том, что молодежь не умеет говорить, ничего не читает, ничем не интересуется и вообще ничего не хочет знать. Сколько ни призывай молодежь – читайте, думайте, будьте свободными! – результат далек от ожидания! Чтение становится наказанием, смысловое чтение отдается на самостоятельное освоение ребенком моделей поведения и эталонов культуры. « Сконструировать» ребенка таким, каким хочется его видеть не удается. Почему? Бессильно руководство, не подкрепленное пониманием личностного роста ребенка, и не умеющее воспитать способность учащихся поддерживать диалог во время учебной деятельности. Если культура диалога не сформирована, ученики, учителя, родители начинают « перекрикивать» друг друга, « перетягивать» одеяло на себя, обижаться, диалог превращается в несколько параллельных потоков информации и редко заканчивается мирно. 21 век – век информации. Мы не учим себя и учащихся умению выбирать и нести ответственности за свой выбор. Речевая этика, эстетика снижены, целевая эффективность высказываний отсутствует, отсюда непонимание поколений, агрессивность образовательной среды. «Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками. И правильно подмечено, что «никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети», - отметил Д.А.Медведев в Послании Федеральному Собранию 2010 года. Современный мир – мир информации, и большая часть информации формулируется в словесной форме. И первые основы владения словом ребенок должен получить в школе, где закладывается фундамент его будущей жизни. Необходимость изучения риторики отражена в Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения ( 2011, с.9): метапредметные результаты освоения основной образовательной программы фактически отражают уровень риторической компетентности выпускника средней школы; среди метапредметных компетенций, которые должны сформироваться у учащихся, указано «умение … формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью». Этот навык проявляется в изучении всех школьных предметов, когда ученик отвечает, делает доклад или презентацию, в школе не обучают публичному выступлению или делают это интуитивно. Однако еще больше навыки общения востребованы во взрослой жизни. Современная школа практически не готовит выпускника к тому, что ему придется столкнуться с собеседованиями при приеме в ВУЗ и на работу, с конкурентной борьбой, деловыми переговорами и возможными речевыми манипуляциями, которым он должен грамотно противостоять. В послании Федеральному Собранию, посвященному новым стандартам образования, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев сказал: «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире». В мире конкуренции и делового общения невозможно выжить без риторической компетенции. Учебник по риторике призван обеспечить курс развития монологической и диалогической речи, подготовить школьника не только к получению знаний, но и к умению их достойно продемонстрировать и грамотно защитить. Большие перемены, которые намечены в современной России, в развитии процессов демократизации, в изменении судебной и правовой системы, в укреплении институтов гражданского общества, требуют компетентных формулировок целей и задач, их логичных и корректных интерпретаций. Здесь риторическая подготовка, не ограничиваемая редкими и краткими курсами в высших учебных заведениях, а являющаяся непрерывным процессом (как это и было в истории риторического образования), способна стать существенным фактором достижения успехов в указанных начинаниях. На необходимости риторической подготовки настаивают многие специалисты в области подготовки государственных и муниципальных служащих, так как недостаток риторической компетенции является тормозом на пути к эффективному осуществлению государственной службы. Значительное влияние риторика оказывает и на повышение общего уровня электоральной культуры. На встрече Д.А. Медведева с членами Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека 1февраля 2011 года в г. Екатеринбурге было отмечено, что проблемы детства являются сегодня наиболее актуальными и требуют первоочередного решения. В частности, обсуждались вопросы соблюдения и обеспечения прав ребенка, права на образование и здоровье. Без риторической подготовленности сегодня невозможно представить себе ситуацию, в которой ребенок, родители или педагоги способны были бы эффективно отстаивать весь спектр этих прав. И наконец. С 2011 года 6 июня является государственным праздником России - Днем русского языка. Исследователи и педагоги отмечают повышение роли русского языка в современном мире при одновременном снижении качества владения русским языком в российском обществе. Предлагаются программы и проекты по развитию систем и методик обучения русскому языку в учебных заведениях, концепции по написанию и изданию новых учебников, пособий и словарей. Риторика в школе, без сомнения, есть связующее звено в решении проблемы грамотности и проблемы развития навыков мышления у молодого поколения россиян, что востребовано идей современной многомерной модернизации, с одной стороны, и идеей сохранения культурных кодов – с другой. |