Сайт-спутник

 587.live: фотографии, видео, новости, креатив, творчество учащихся!
Риторика‎ > ‎

Коммуникативная эффективность педагога – залог качества знаний учащихся (+ презентация "Советы оратору")

«Коммуникативная эффективность педагога – залог качества знаний учащихся»

Современный мир – мир информации, и большая часть информации формулируется в словесной форме. И первые основы владения словом ребенок должен получить в школе, где закладывается фундамент его будущей жизни. Объем информации в современном мире увеличивается с молниеносной быстротой, и поток ее обрушивается на ребенка, который с трудом может ему противостоять. Подрастающее поколение способно активно принимать и воспринимать все достижения современной цивилизации, но практически не умеет себя защитить от возможных негативных последствий воздействия техники, СМИ, рекламы, модных идеологий.

Изменение форм и способов коммуникации, вызванное, прежде всего, достижениями технической мысли, сформировали условия, при которых ребенку труднее входить в социальные и коммуникационные процессы, начиная от обыкновенной игры, умения проводить свободное время, до определения своего будущего, заключающегося в профессиональной деятельности и межличностной коммуникации.

В связи с этим, основная задача современного образования - помочь разрешить проблемы, возникающие в следующих ситуациях:
В познании и объяснении явлений действительности;
При освоении современной техники и технологии;
Во взаимоотношениях людей, в этических нормах и в оценке собственных поступков;
В практической жизни при выполнении социальных ролей гражданина, члена семьи, покупателя, зрителя, горожанина, избирателя….
В правовых нормах и административных структурах, в потребительских и эстетических оценках;
При выборе профессии и оценке своей готовности к обучению в профессиональном учебном заведении, когда необходимо ориентироваться на рынке труда;
При необходимости разрешать собственные проблемы: жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов.

Поэтому современное общество нуждается в людях, способных в условиях развития глобальных, информационных и социально-экономических процессов самостоятельно мыслить, убеждать и побуждать к действию словом. Нет иного способа обучения, кроме организации общения (диалога). Без этого человек не может понять себя и найти свое место в жизни.

Помочь в этом призвана наука Риторика, будучи научно-практической дисциплиной, целиком направлена на то, чтобы воспитать человека, владеющего эффективной (целесообразной, гармонизирующей, воздействующей) речью, т. е. мастерством красноречия, как его определяли в прошлом («красной», или «прекрасной», речью). Риторика — это обобщающая этика речевого общения, решающая проблемы нравственного выбора и их проявлений в речевом поведении и общении. Одновременно риторика — это и эстетика речевого поведения и речевого общения. Она не столько техника речевого общения, сколько философия этого общения. Таким образом, мы видим, что современная риторика и общефилологическая дисциплина, и общегуманитарная, чрезвычайно значимая для каждого человека, так как это не только теория и практика, но и философия речевого поведения.

В условиях жизни социума человек вынужден развивать свою р и т о р и ч е с к у ю компетенцию. Термины «риторическая компетенция/компетентность» сегодня содержание этих понятий ещё нуждается в уточнении, как и тот путь, который ведёт к формированию риторической компетенции, и условия эффективного прохождения этого пути. Следовательно, р и т о р и ч е с к а я   к о м п е т е н ц и я – это сумма личностных качеств, лежащих в основе способности ориентироваться в различных речевых ситуациях, предвидеть последствия собственного коммуникативного поведения и брать на себя ответственность за его результаты. Это предполагает не только умение доносить свои мысли до других и понимать других, но и является условием формирования социальной компетенции личности, проявляющейся в умении диалогического взаимодействия, в обеспечении конструктивного социального партнерства. И естественно именно риторика позволяет научить этому. Процесс формирования риторической компетенции длительный и сложный. Он начинается ещё в начальной школе, когда закладываются умения, связанные с повседневным общением. В средней школе учащиеся овладевают умениями общаться в деловой (прежде всего учебной) обстановке, а в старших классах (профильное образование) и в вузе будущий специалист овладевает общением в профессиональной среде.

Аналитические материалы Государственной ( итоговой) аттестации выпускников IX классов ( ГИА-2009) по русскому языку в новой форме констатируют : « Не случайно для современной языковой культуры характерен переход от монологической формы к диалогической. Этот процесс в полной мере касается языкового образования. Для преподавания русского языка это означает переход от обучения «в грамматическом духе» к обучению «в риторическом духе».


Риторическая компетентность - понятие более широкое, чем языковая, лингвистическая, речевая и коммуникативная компетентности. Понятие риторической компетентности является обобщающим для всех названных феноменов, т.к. знания о системе языковых средств (языковая компетентность), умение нормативно и целесообразно использовать эти средства в собственной речи (речевая компетентность) для эффективной передачи информации любого типа - логической, эмоциональной, оценочной и т.д. (коммуникативная компетентность) и есть содержание и цель риторики.

Интерес к предмету может формироваться учителем такими риторическими приемами, как «запланированная неожиданность», нестандартность ситуации постановки проблемы, умение диалогически потенцировать диалог, вводя в него риторические вопросы и обращение к аудитории и т.п. Эти формы и мотивы предполагают наличие риторической компетенции учителя: « наука убеждать», реализуясь в риторических формах, позволит учителю убедить ребенка в том, что ему по силам справиться с различными трудностями, сделать попутчиком, товарищем в научно-познавательном направлении.

При моделировании образа ритора уместно выделить элементы, которые помогают создать риторическую модель эффективного общения. Непосредственный интерес к содержанию предмета может перейти в опосредованный, если преподнести материал в системе искомых учеником проблем и ответов на насущные для него вопросы. С.Л. Рубинштейн уточняет, что интерес, мотив « формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним рождается мотив в его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия». Это отношение вполне может сформировать учитель, обнаруживая качества ритора, ответственность оратора за произнесенное слово, которое прежде всего опирается на п р а в и л а:

1) продемонстрировать честность, серьезность, скромность, доброжелательность и осторожность при общении;

2) избегать всего, что может создать впечатление несправедливости, зла, лжи и т. п. и таким образом руководствоваться принципом « не навреди»;

3) строить свою речь таким образом, чтобы чувства сами собой « вырисовывались» из слов оратора;

4) оратор должен не только знать определенно, для чего и о чем он говорит, но и помнить об этом каждый момент речи.

Развивая способности обучающегося, учитель действует не принуждением, а риторически сформулированным призывом к самореализации ученика при разрешении проблемы. В книге « Основы педагогической риторики» А.А.Мурашов отмечает: «Правильная организованная риторическая ситуация, когда не только информация, но и любовь, приверженность, дарования переходят к учащемуся, позволила ученикам В.А.Сухомлинского замечать свыше 20 оттенков весенней зелени, 70-80 цветов осеннего спектра. Цвет стал риторически значимым; аналогичное произошло и со звуком.»

Итак, в понятие риторической компетентности учителя следует включить такие слагаемые, как
сумма умений и навыков, обеспечивающих процесс создания эффективного, целесообразного высказывания, и опирающихся на квалификацию учителя – объём знаний о языке, речи и общении;
практический опыт реализации процесса проектирование результатов коммуникации, ее последствий инициативность в общении, то есть умение быть коммуникативным лидером, отражающем качества ритора;
соотнесение своих личных целей и ценностей с целями и ценностями организации, команды, группы, то есть приятие в качестве этических постулатов принципы кооперативного общения и руководство ими в профессиональной и межличностной коммуникации.

Таким образом, р и т о р и ч е с к а я к о м п е т е н ц и я включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, определяющих способность к эффективному общению, а р и т о р и ч е с к а я к о м п е т е н т н о с т ь соотносится с владением, обладанием человеком риторической компетенцией, его личностным ценностным отношением к кооперативному общению и опытом общения, направленного на осуществление личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

Обеспечить непрерывное совершенствование риторической компетентности можно только через риторизацию учебного процесса. И это есть одно из основных условий формирования риторической компетенции. В образовательном пространстве современной школы риторическая компонента начинает занимать по ряду причин важное место. Формирование профессиональных компетентностей не будет полным без умения анализировать все составляющие различных ситуаций речевого взаимодействия и умелого применения стратегий и тактик кооперативного общения, что в конечном итоге приводит к эффективности коммуникации в локальной образовательной среде.

Модель риторической компетенции личности

Значимые качества языковой личности

Сформированность жанрового мышления

Богатство словаря, сформированность грамматического строя речи

Способность к эмпатии

Толерантность

Уверенность

Искренность, объективность в общении

Коммуникабельность

Риторические умения

Умение анализировать общение

Умение варьировать речевые стратегии и тактики

Умение строить текст определённого речевого жанра

Умение применять знания об эффективном общении в стандартных и нестандартных ситуациях профессионального взаимодействия

Умение воспринимать, анализировать и систематизировать информацию


Формы работы в ГБОУ СОШ № 587, направленные на формирование риторической компетентности педагога и учащегося:


-освоение и апробация учебных программ и учебников по риторике;

-разработка и проведение предметных уроков на основе риторического подхода;

-организация системы урочной и внеурочной работы, направленной на формирование социально-коммуникативных компетенций участников образовательной деятельности (учитель – ученик - родитель);

-организация и проведение лекционно-семинарских занятий для учителей-участников риторической экспериментальной площадки;

-подготовка к участию в конкурсах ораторского мастерства ;

- организация и проведение внутришкольных, окружных и городских конкурсов ораторского мастерства для учащихся.


В заключение можно сделать вывод, что полноценно сформированная риторическая компетентность предопределяет готовность будущего специалиста к выполнению профессиональной роли в той или иной области деятельности и делает возможным решение многих производственных задач. А поскольку решение профессиональных задач во многих сферах невозможно без построения системы коммуникационных связей и эффективного общения, можно утверждать, что формирование риторической компетентности школьника одна из ведущих задач современного образования.
Č
ć
ď
Сергей Катальников,
19.12.2011 23:38