Научно-практический
семинар «ФГОС. Реализация метапредметного подхода к организации
образовательного пространства»
В рамках обмена инновационным педагогическим опытом был
проведен научно-практический семинара.
Гостями мероприятия стали директора школ Ленинградской области (г. Всеволожск).
Содержанием
семинара стало представление результатов
и направлений деятельности педагогического коллектива школы в условиях внедрения ФГОС.
Вниманию гостей были предложены
следующие мероприятия:
1. «Хлеб- всему голова» экскурсия в
рамках направления «Музейная педагогика»
2.
«Вокруг света» экскурсия в рамках
направления «Музейная педагогика»
3.
«ФГОС. Отбор и внедрение эффективных
образовательных технологий»
4. «ФГОС.
Методические основы использования ЭОР в учебном процессе»
5. «Роль
игровой практики в современном образовательном
пространстве»
Игровой тренинг
6. «ФГОС. Практика
внедрения» методическая видеокопилка.
-«Соседи России: Япония»
интегрированное занятие в рамках урочной
деятельности (окружающий мир, ИЗОТ) с
использованием ИКТ
-Литературно-музыкальная
гостиная К.Г. Паустовский «Корзина с
еловыми шишками» интегрированное занятие в рамках урочной и внеурочной
деятельности (внеклассное чтение, литературное чтение, музыка)
- Технология
проведения родительских собраний в условиях модернизации системы образования
-«Предложение.
Структура, стиль»
междисциплинарное занятие
в рамках внеурочной деятельности
(«Веселая грамматика», педагог-психолог, учитель-логопед).
-«Россия
Олимпийская» интегрированное занятие в рамках урочной деятельности и ГПД
-«Помогите
зимующим птицам» интегрированное занятие в рамках урочной деятельности и ГПД, мастер –класс по изготовлению кормушек
(окружающий мир, риторика, литературное чтение, клубный час)
-«Люблю
березку русскую» интегрированное занятие в рамках урочной деятельности и ГПД (литературное чтение, окружающий мир,
ИЗОТ, клубный час)
-«Быстрее,
выше, сильнее» спортивно-развивающий досуг с участием родителей
- Литературная
кладовая по произведениям К.И. Чуковского с участием родителей (семейное чтение,
ИКТ)
-«Япония-
далекая или близкая?»
интегрированное
занятие в рамках музейной педагогики и внеурочной деятельности клуба «Мир
науки»
- Х.К.
Андерсен «Девочка со спичками»
технология
критического мышления в рамках урока литературного чтения
-«ФГОС.
Внедрение леготехнологий в учебный процесс»
-«ФГОС.
Мастер-класс по использованию макбуков в урочной и внеурочной деятельности»
«Риторическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС»
Современный мир – мир возрастающего влияния информационных технологий, вызванного, прежде всего, достижениями технической мысли. Это в свою очередь повлекло формирование принципиально новых форм и способов коммуникации (социальные сети, дистанционные виды обучения и коммуникации и др). В связи с этим подрастающему поколению совсем непросто найти правильные ориентиры и способы полноценной адаптации в этом информационном пространстве.
Но, не смотря на увеличение информационного потока и его видоизменения, большая часть информации формулируется в словесной форме.
Первые основы сознательного владения словом ребенок получает в школе, и именно от владения учителем всем спектром коммуникативных умений и навыков зависит становление и реализация коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим необходимо особо отметить роль и значимость риторической грамотности педагога.
Роль риторической грамотности учителя сложно недооценить или переоценить в любом учебно-развивающем пространстве. В условиях внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС) это умение становится еще актуальнее, так как на первый план выходит формирование у учащегося универсальных учебных действий и полноценная социализация современного ученика не только в коллективе сверстников, но и в информационном пространстве. В свете этих требований к образованию умение учителя понятными словами объяснять ребенку непонятные вещи выглядит как ключевой момент. От этого умения зависит не только уровень сформированности понятийного аппарата ребенка, но и степень зрелости предпосылок к успешности в обучении. Грамотно продуманные и эффективно используемые учителем риторические умения создают условия для полноценного ориентирования учащихся в учебном пространстве, которые в свою очередь способствуют успешной социализации ребенка.
Понимая роль и значимость коммуникативной компетентности учителя в образовательном пространстве, ГБОУ СОШ № 587 под руководством директора Лымарь Н.А. в 2009 году начала работу в рамках окружной инновационной площадки «Риторика как отражение личностных и метапредметных результатов освоения основного общего образования»
Проблемы, на которые направлена работа ГБОУ СОШ № 587 в рамках ОИП:
· объяснение и познание явлений действительности;
· освоение современных риторических технологий;
· взаимоотношения людей, этические нормы и оценка собственных поступков;
· выполнение значимых для общества социальных ролей (гражданина, члена семьи, зрителя, горожанина и др)
· выбор профессии и оценка личной готовности к обучению в профессиональном учебном заведении;
· формирование умения разрешать собственные проблемы (жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов).
Формами работы в рамках ОИП, направленными на формирование риторической компетентности педагога и учащегося, ГБОУ СОШ № 587 были выбраны следующие:
-освоение и апробация учебных программ и учебников по риторике;
-разработка и проведение предметных уроков на основе риторического подхода;
-организация системы урочной и внеурочной работы, направленной на формирование социально-коммуникативных компетенций участников образовательной деятельности (учитель – ученик - родитель);
-организация и проведение лекционно-семинарских занятий для учителей-участников риторической экспериментальной площадки;
-подготовка педагогов и учащихся к участию в конкурсах ораторского мастерства;
- организация и проведение внутришкольных, окружных и городских конкурсов ораторского мастерства для учащихся;
- организация и проведение окружных семинаров, посвященных проблематике формирования коммуникативной компетенции педагога и учащегося.
За период 2009-2011 гг в рамках инновационной деятельности на базе ГБОУ СОШ № 587 были проведены следующие мероприятия:
I. Лекционно-семинарские занятий для учителей – участников ОИП:
1. Образ оратора преподавателя.
2. Структура речи. Устный и письменный текст.
3. Приемы элоквенции: тропы и фигуры речи. Их использование в речи педагога.
4. Некорректные приемы в диалоге - уловки эристики. Как с ними бороться.
5.Аргументация. Аргументы в речи учителя, их убедительность или неубедительность для той или иной аудитории.
6.Типы аудиторий. Различные признаки, по которым можно классифицировать аудитории (пол, возраст, количество и пр.). Аргументы в разных аудиториях. Работа оратора с разными типами аудиторий.
7.Речевые эмоции. Разнообразные способы вызвать или нейтрализовать ту или иную эмоцию. Локализация эмоций в частях речи по схеме Квинтилиана.
8. Внешняя часть речи преподавателя. Голос, жесты, движения, мимика оратора и восприятие внешней стороны речи аудиторией. Рассмотрение конкретных примеров удачной и неудачной подачи речи, обсуждение внешней стороны речи участников семинара и др.
II. Ежегодные риторические игры для учащихся школ округа.
2009-2010
«Первые шаги на пути к успеху в жизни» -участвовало 7 команд;
возраст участников 9-14 лет
2010-2011
«Слова умеют плакать и смеяться…» -участвовало 6 команд;
возраст участников 9-14 лет
III. Окружной семинар «Риторическая компетентность учителя как условие реализации ФГОС»
Целями проведения семинара были:
-обмен опытом использования коммуникативных форм и методов работы с учащимися в педагогической деятельности;
- определение роли риторической компетенции педагога в условиях реализации ФГОС
Формами работы в ходе семинара стали:
-выступления администрации и учителей ОУ, зам.начальника ЗОУО ДО Селезневой Г.А.;
- показ и представление видеоматериалов уроков /мероприятий;
-обсуждение в ходе круглого стола видеоматериалов уроков /мероприятий, выступлений
В ходе семинара участники пришли к общему выводу, что в понятие риторической компетентности учителя следует включить такие слагаемые, как:
· сумму умений и навыков, обеспечивающих процесс создания эффективного, целесообразного высказывания, и опирающихся на квалификацию учителя – объём знаний о языке, речи и общении;
· практический опыт реализации процесса проектирование результатов коммуникации, ее последствий инициативность в общении, то есть умение быть коммуникативным лидером, отражающем качества ритора;
· соотнесение своих личных целей и ценностей с целями и ценностями организации, команды, группы, то есть приятие в качестве этических постулатов принципы кооперативного общения и руководство ими в профессиональной и межличностной коммуникации.
В заключение можно сделать вывод, что полноценно сформированная риторическая компетентность педагога, предопределяет готовность школьника как будущего специалиста к выполнению профессиональной роли в той или иной области деятельности и делает возможным решение многих жизненно значимых задач. А поскольку решение этих задач во многих сферах невозможно без построения системы коммуникационных связей и эффективного общения, можно утверждать, что формирование риторической компетентности школьника одна из ведущих задач современного образования.
Предлагаем Вашему вниманию рабочие программы по ФГОС.
Файлы в приложении.