Сайт-спутник

Федеральный государственный образовательный стандарт


Научно-практический семинар «ФГОС. Реализация  метапредметного подхода к организации образовательного пространства»

   



В  рамках обмена  инновационным педагогическим опытом был проведен научно-практический семинара.

Гостями  мероприятия стали   директора  школ Ленинградской области (г. Всеволожск).

Содержанием семинара  стало представление результатов и направлений деятельности педагогического коллектива  школы в условиях внедрения ФГОС.

Вниманию гостей были предложены следующие мероприятия:

1. «Хлеб- всему голова» экскурсия в рамках направления «Музейная педагогика»

2. «Вокруг света»  экскурсия в рамках направления «Музейная педагогика»

3. «ФГОС. Отбор и внедрение  эффективных образовательных технологий»

4. «ФГОС. Методические основы использования ЭОР в учебном процессе»

5. «Роль игровой  практики в современном образовательном пространстве»

Игровой тренинг

6. «ФГОС. Практика внедрения»  методическая видеокопилка.

-«Соседи России: Япония» интегрированное занятие  в рамках урочной деятельности (окружающий мир, ИЗОТ) с  использованием ИКТ

-Литературно-музыкальная гостиная К.Г. Паустовский «Корзина  с еловыми шишками» интегрированное занятие в рамках урочной и внеурочной деятельности (внеклассное чтение, литературное чтение, музыка)

- Технология проведения родительских собраний в условиях модернизации системы образования

-«Предложение. Структура, стиль»

междисциплинарное  занятие  в рамках внеурочной  деятельности («Веселая грамматика», педагог-психолог, учитель-логопед).

-«Россия Олимпийская» интегрированное занятие в рамках урочной деятельности и ГПД

-«Помогите зимующим птицам» интегрированное занятие в рамках урочной деятельности и   ГПД, мастер –класс по изготовлению кормушек (окружающий мир, риторика, литературное чтение, клубный час)

-«Люблю березку русскую» интегрированное занятие в рамках урочной деятельности  и ГПД (литературное чтение, окружающий мир, ИЗОТ, клубный час)

-«Быстрее, выше, сильнее» спортивно-развивающий досуг с участием родителей

- Литературная кладовая по произведениям К.И. Чуковского с участием родителей (семейное чтение, ИКТ)

-«Япония- далекая или близкая?»

интегрированное занятие в рамках музейной педагогики и внеурочной деятельности клуба «Мир науки»

- Х.К. Андерсен «Девочка со спичками»

технология критического мышления в рамках урока литературного чтения

-«ФГОС. Внедрение леготехнологий в учебный процесс»

-«ФГОС. Мастер-класс по использованию макбуков в урочной и внеурочной деятельности»


«Риторическая компетентность педагога как условие реализации ФГОС»


Современный мир – мир возрастающего влияния информационных технологий, вызванного, прежде всего, достижениями технической мысли. Это в свою очередь повлекло формирование принципиально новых форм и способов коммуникации (социальные сети, дистанционные виды обучения и коммуникации и др). В связи с этим подрастающему поколению совсем непросто найти правильные ориентиры и способы полноценной адаптации в этом информационном пространстве.

Но, не смотря на увеличение информационного потока и его видоизменения, большая часть информации формулируется в словесной форме.

Первые основы сознательного владения словом ребенок получает в школе, и именно от владения учителем всем спектром коммуникативных умений и навыков зависит становление и реализация коммуникативной компетенции учащихся. В связи с этим необходимо особо отметить роль и значимость риторической грамотности педагога.

Роль риторической грамотности учителя сложно недооценить или переоценить в любом учебно-развивающем пространстве. В условиях внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС) это умение становится еще актуальнее, так как на первый план выходит формирование у учащегося универсальных учебных действий и полноценная социализация современного ученика не только в коллективе сверстников, но и в информационном пространстве. В свете этих требований к образованию умение учителя понятными словами объяснять ребенку непонятные вещи выглядит как ключевой момент. От этого умения зависит не только уровень сформированности понятийного аппарата ребенка, но и степень зрелости предпосылок к успешности в обучении. Грамотно продуманные и эффективно используемые учителем риторические умения создают условия для полноценного ориентирования учащихся в учебном пространстве, которые в свою очередь способствуют успешной социализации ребенка.

Понимая роль и значимость коммуникативной компетентности учителя в образовательном пространстве, ГБОУ СОШ № 587 под руководством директора Лымарь Н.А. в 2009 году начала работу в рамках окружной инновационной площадки «Риторика как отражение личностных и метапредметных результатов освоения основного общего образования»

Проблемы, на которые направлена работа ГБОУ СОШ № 587 в рамках ОИП:

· объяснение и познание явлений действительности;

· освоение современных риторических технологий;

· взаимоотношения людей, этические нормы и оценка собственных поступков;

· выполнение значимых для общества социальных ролей (гражданина, члена семьи, зрителя, горожанина и др)

· выбор профессии и оценка личной готовности к обучению в профессиональном учебном заведении;

· формирование умения разрешать собственные проблемы (жизненного самоопределения, выбора стиля и образа жизни, способов разрешения конфликтов).



Формами работы в рамках ОИП, направленными на формирование риторической компетентности педагога и учащегося, ГБОУ СОШ № 587 были выбраны следующие:

-освоение и апробация учебных программ и учебников по риторике;

-разработка и проведение предметных уроков на основе риторического подхода;

-организация системы урочной и внеурочной работы, направленной на формирование социально-коммуникативных компетенций участников образовательной деятельности (учитель – ученик - родитель);

-организация и проведение лекционно-семинарских занятий для учителей-участников риторической экспериментальной площадки;

-подготовка педагогов и учащихся к участию в конкурсах ораторского мастерства;

- организация и проведение внутришкольных, окружных и городских конкурсов ораторского мастерства для учащихся;

- организация и проведение окружных семинаров, посвященных проблематике формирования коммуникативной компетенции педагога и учащегося.

За период 2009-2011 гг в рамках инновационной деятельности на базе ГБОУ СОШ № 587 были проведены следующие мероприятия:

I. Лекционно-семинарские занятий для учителей – участников ОИП:

1. Образ оратора преподавателя.
2. Структура речи. Устный и письменный текст.
3. Приемы элоквенции: тропы и фигуры речи. Их использование в речи педагога.
4. Некорректные приемы в диалоге - уловки эристики. Как с ними бороться.
5.Аргументация. Аргументы в речи учителя, их убедительность или неубедительность для той или иной аудитории.
6.Типы аудиторий. Различные признаки, по которым можно классифицировать аудитории (пол, возраст, количество и пр.). Аргументы в разных аудиториях. Работа оратора с разными типами аудиторий.
7.Речевые эмоции. Разнообразные способы вызвать или нейтрализовать ту или иную эмоцию. Локализация эмоций в частях речи по схеме Квинтилиана.
8. Внешняя часть речи преподавателя. Голос, жесты, движения, мимика оратора и восприятие внешней стороны речи аудиторией. Рассмотрение конкретных примеров удачной и неудачной подачи речи, обсуждение внешней стороны речи участников семинара и др.



II. Ежегодные риторические игры для учащихся школ округа.

2009-2010

«Первые шаги на пути к успеху в жизни» -участвовало 7 команд;

возраст участников 9-14 лет

2010-2011

«Слова умеют плакать и смеяться…» -участвовало 6 команд;

возраст участников 9-14 лет



III. Окружной семинар «Риторическая компетентность учителя как условие реализации ФГОС»

Целями проведения семинара были:
-обмен опытом использования коммуникативных форм и методов работы с учащимися в педагогической деятельности;
- определение роли риторической компетенции педагога в условиях реализации ФГОС
Формами работы в ходе семинара стали:
-выступления администрации и учителей ОУ, зам.начальника ЗОУО ДО Селезневой Г.А.;
- показ и представление видеоматериалов уроков /мероприятий;
-обсуждение в ходе круглого стола видеоматериалов уроков /мероприятий, выступлений

В ходе семинара участники пришли к общему выводу, что в понятие риторической компетентности учителя следует включить такие слагаемые, как:

· сумму умений и навыков, обеспечивающих процесс создания эффективного, целесообразного высказывания, и опирающихся на квалификацию учителя – объём знаний о языке, речи и общении;

· практический опыт реализации процесса проектирование результатов коммуникации, ее последствий инициативность в общении, то есть умение быть коммуникативным лидером, отражающем качества ритора;

· соотнесение своих личных целей и ценностей с целями и ценностями организации, команды, группы, то есть приятие в качестве этических постулатов принципы кооперативного общения и руководство ими в профессиональной и межличностной коммуникации.

В заключение можно сделать вывод, что полноценно сформированная риторическая компетентность педагога, предопределяет готовность школьника как будущего специалиста к выполнению профессиональной роли в той или иной области деятельности и делает возможным решение многих жизненно значимых задач. А поскольку решение этих задач во многих сферах невозможно без построения системы коммуникационных связей и эффективного общения, можно утверждать, что формирование риторической компетентности школьника одна из ведущих задач современного образования.

Предлагаем Вашему вниманию рабочие программы по ФГОС.
Файлы в приложении.
Č
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:33
ĉ
ď
ИЗО.doc
(159k)
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:33
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
ĉ
ď
Сергей Катальников,
01 февр. 2012 г., 1:02
ĉ
ď
Сергей Катальников,
21 дек. 2011 г., 1:34
Comments