Тренировочно-проверочные тесты по культуре речи
Тест 1.
Задания, проверяющие владение орфоэпическими нормами
1. В каком слове ударение на первом слоге?
1) догола
2) добыла
3) эксперт
4) скольким (городам)
2. В каком слове ударение на втором слове?
1) положить
2) поднялась
3) приняты
4) ходатайствовать
3. В каком слове ударение на втором слоге?
1) алфавит
2) дефис
3) позвоним
4) понял
4. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) катАлог
2) щавЕль
3) докУмент
4) отогнАла
5. в каком слове произносится твердый согласный [т]
1) в контексте
2) термин
3) термос
4) тема
Задания, проверяющие владение лексическими нормами
6. В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ?
1) Долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна.
2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и березовыми лесочками.
3) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность.
4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.
7. В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ?
1) ЖИЗНЕННЫЙ путь этого человека отражает идеалы эпохи.
2)Для одного искусство лишь средство стать знаменитым и известным, для другого – ЖИЗНЕННАЯ необходимость.
3) Основные персонажи пьесы оказались недостаточно ЖИЗНЕННЫМИ.
4) ЖИЗНЕННЫЕ привычки приобретаются с опытом, и далеко не все они являются положительными.
8. В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ нужно употребить БУДНИЙ?
1) Однажды, в БУДНИЧНЫЙ день, я с дедом разгребал на дворе снег.
2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки НАТАЛЬЯ попала в другую, такую же однообразную и скучную.
3) Художник значительное место отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.
4) «Вот мы и приехали домой», - уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.
9. В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ (ПРЕДСТАВЛЯТЬ) нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ (ПРЕДОСТАВЛЯТЬ)?
1) За большие заслуги перед государством артиста ПРЕДСТАВИЛИ к правительственной награде.
2) Этот дом ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой историческую ценность.
3) Нам ПРЕДСТАВИЛИ нового сотрудника.
4) Русский язык – это громаднейшее богатство, которое ПРЕДСТАВЛЯЕТ нам необычайные возможности.
10. В каком предложении уместно использовать глагол «одеть»?
1) Было ветрено, все экскурсанты … плащи и куртки.
2) Малышей … потеплее.
3) Дедушка взял газету и … очки.
4) В этот раз Игорь … на себя маску раскаявшегося.
Задания, проверяющие владение морфологическими нормами.
11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) к две тысячи двадцать второму году
2) несколько помидоров
3) совсем озяб
4) самый важнейший
12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) более нужнее
2) несколько гектаров
3) с четырьмястами рублями
4) поезжай домой
13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) с двадцатью пятью рублями
2) нет претензий
3) хуже всего
4) не кладите сюда тетради
14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) в обеих сумках
2) небольшие транзисторы
3) без комментариев
4) положь
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) большие очереди
2) в снегу
3) пара туфель
4) пятидесятью пятью годами
16.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова
1) более красивая вещь
2) восьмиста тридцати трех элементов
3) птичьи гнезда
4) две пары тапок
Задания, проверяющие владение синтаксическими нормами
17.В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Впервые я увидел памятник Н.В.Гоголю в окружении экскурсантов, которые с веселым гомоном разглядывали фигурки барельефа.
2) Среди работ Троице-Сергиевского цикла К.Ф.Юона подлинной жемчужиной пейзажной живописи считается картина «Весенний солнечный день», которая проникнута каким-то особенным ликованием.
3) Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей природы, называется экологией.
4) Голос отца был строг и не имел уже того выражения доброты которое трогало меня до слез.
18. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Называя одним и тем же словом в чем-то сходные предметы,
1) мы отвлекаемся от несущественных деталей.
2) несущественные детали не принимаются во внимание.
3) происходит обобщение признаков.
4) учитываются самые существенные признаки.
19. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Побывав в Москве 17 века,
1) у иностранных послов и купцов возникли ассоциации с Иерусалимом.
2) иностранные послы писали о ней как об одном из красивейших городов мира.
3) в записках иностранных послов остались интересные для нас описания.
4) она сравнивалась с Иерусалимом и другими красивейшими городами мира.
20. Как можно продолжить предложение:
Окончив училище,
1) нас направили на стройку.
2) мне был присвоен третий разряд.
3) многие из нас остались работать в родном городе.
4) все преподаватели советовали мне продолжать учебу.
21. Укажите предложение без грамматических ошибок.
1) Я наблюдал за группой ребят, подошедшими к остановке.
2) Ряд статей о загадках океана напечатан в журнале «Природе».
3) приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
4)Все, кто работал на фабрике, жили в поселке за рекой.
22. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Железнодорожный состав отправился в рейс согласно расписанию.
2) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.
3) Что касается ваших аргументов, то мы поговорим о них позднее.
23. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Одним из самостоятельных видов искусства, существующим с конца 15 века, является графика.
2) Все, кто в других странах любит русскую литературу, знает имена великих поэтов и писателей – Пушкина, Тургенева, Достоевского, Толстого.
3) По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых (ныне на Суворовском бульваре).
4) О своем отношении к классической музыке В.П.Астафьев написал в очерке «Постскриптум».
24. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Многие из тех, кто приезжал в Ялту, побывали в доме-музее Чехова.
2) Одним из интеллигентнейших людей, обладавшими уважением к культуре прошлого, терпимостью к чужому мнению, был Дмитрий Сергеевич Лихачев.
3) Только по предъявлении доверенности можно одному человеку действовать от имени другого.
4) Об истории создания Третьяковской галереи рассказывает Л.Волконский в книге «Лицо времени».
25. Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря периодическому закону Д.Менделеева появилась возможность объединить в строгую систему огромное количество фактов, относящихся к химии и физике.
2) Я еще не решил, буду ли поступать в этом году в университет.
3) Постоянное увлечение Андрея, поглощающее все его свободное время, - это спортом.
4) Статью «Луч света в темном царстве» Н.А.Добролюбов посвятил анализу «Грозы» - пьесы А.Н.Островского.