Опалубка стеновая12.09.2016Именно поэтому вопросы конструктивной организации плоскости всегда имели и имеют для искусства витража первостепенное значение. В прямой зависимости от них находятся, в частности, и некоторые особенности художественных средств витража. В давние времена стеклоделам под силу было производить лишь небольшие стекла и в ограниченных количествах. Однако из тысяч мелких и даже мельчайших - не более ногтя - кусочков стекла, сложенных воедино, рождались колоссальные площади витражей. Монументальному размаху витражей способствовали простые, но достаточно надежные технические приемы монтирования стекол в единую плоскость витража, а также конструктивные особенности самой архитектуры готики, позволившие отказаться от массивных щековых стен в пользу каменных ажуров окон. Кажется, нельзя себе представить другие условия для искусства витража столь же благоприятные во всех отношениях, как те, которые были во времена готических соборов. В действительности это, видимо, не так. Современная опалубка стеновая, с ее в сущности тоже каркасным характером конструкций, открывает не менее блестящие возможности для витража, хотя, разумеется, несколько в ином плане. При ближайшем рассмотрении оказывается, что эта архитектура дает возможность не только сохранить лучшие и наиболее монументальные особенности готического витража, но и позволяет поднять их на новую ступень. Витраж на бетоне - вот то принципиальное новшество, порожденное современной архитектурой, которое представляет для нас особый интерес. Переход от свинца как извечного связующего конструктивного элемента витража в монументальной архитектуре к монтированию витражей бетоном - совсем недавнее открытие, но оно сумело уже найти себе достойное применение в новой архитектуре различных стран, в особенности Франции.
|