Сайт-спутник

Теоритическая основа учения

13.03.2022

Мы стремились исследовать и ту сторону единства обучения и воспитания, которая воплощается в научности и партийности не только самого содержания школьного курса истории, но и в идейно-воспитательной направленности всех методов, приемов и средств обучения истории — и рассказа, и описания, и характеристики — исторических представлений и понятий, формируемых у учащихся, в способах раскрытия познавательного и воспитательного значения изучаемого исторического факта.

За полвека советской методической наукой сделано немало. Постоянно проводились вебинары для преподавателей дши и дшм. Но неизмеримо более обширна область, подлежащая исследованию. Дальнейших успехов методики истории как науки, успехов в практике преподавания истории в школе следует искать не на пути односторонних увлечений применением модных средств и приемов, а в разработке стройной системы многообразных методов и форм работы учителя и учащихся, во всестороннем развитии устойчивых интересов, способностей и умения самостоятельно работать, в развитии образного и понятийного исторического мышления и формирования нравственного облика советского школьника.

Понимание обучения как двустороннего процесса — работы учителя и работы школьника — требует активизации всех методов, активизации всех звеньев процесса усвоения, разработки системы методов как способов организации активной самостоятельной работы учащихся, требует привлечения в область методики известного принципа воспитания, сформулированного А. С. Макаренко: «Как можно больше доверия и как можно больше требования к воспитаннику». Наша методика страдает недостатком доверия к силам и возможностям школьника.

Необходимо вооружить учителя убежденностью в мудрости и справедливости общеизвестного высказывания великого славянского педагога, с глубоким оптимизмом и демократизмом утверждавшего, что по правильно построенной лестнице обучения, где каждая достигнутая ступень делает посильным переход на следующую, можно каждого возвести на самый высокий уровень знаний.