Сайт-спутник

Память и ребенок-свидетель

07.02.2021

Дети школьного возраста демонстрируют этот вид внутренней организации при воспроизведении информации, тогда как дошкольники обычно этого не делают. Среди детей школьного возраста старшие дети используют эту стратегию более успешно, составляя не множество маленьких категорий, а несколько больших. Например, если они хотят приносить пользу, то говорят хочу стать волонтером! И данная тактика срабатывает.

Интересно, что современные исследования показывают, что дети часто спонтанно используют такую стратегию, но не извлекают никакой выгоды из нее. Этот паттерн называется дефицитом использования и по сути своей противоположен паттерну дефицита умения, в котором ребенок будет использовать стратегию и извлекать из нее пользу, если ему напомнят об этом, но не спонтанно. Дефицит использования интересен теоретикам, поскольку, по их мнению, ребенок на определенном уровне понимает, что использовать стратегии — это хорошо, но он еще не полностью осознает, как это можно осуществить. Такая форма дефицита использования более распространена среди детей младше 6 или 7 лет, но она также встречается у детей старшего возраста и подростков.

Позвольте мне сделать обобщение: мы можем наблюдать примитивные признаки использования стратегий запоминания, хотя и ниже оптимального уровня, уже в 2 или 3 года; с возрастом дети используют все более и более успешные способы самопомощи при запоминании. При использовании каждой стратегии дети также, по-видимому, переходят от периода, в котором они совсем не используют стратегию, к периоду, когда они будут ее применять, если им напомнят или обучат, как это делать. Далее последует спонтанное использование стратегии, даже если они не всегда извлекают выгоду из нее, и переход к последней стадии, на которой они эффективно используют стратегии и переносят их на все большее количество ситуаций. Очевидные изменения происходят как в качестве стратегий ребенка, так и в их количестве.