Сайт-спутник

Имитация детей

04.11.2020

В более широком смысле результаты исследований как памяти, так и имитации, подобно многим исследованиям свидетельствуют о том, что во многих отношениях Пиаже недооценивал способность младенцев к сохранению, запоминанию и организации сенсорной и моторной информации. Они с легкостью могут запоминать звуки, например, с которыми едет грузовое такси. Очень маленькие дети уделяют гораздо больше внимания моделям, последовательностям и первоначальным возможностям, чем полагал Пиаже, и дети могут запоминать эти особенности по крайней мере в течение коротких интервалов времени. Многие современные теоретики восприняли эти данные как доказательства того, что ребенок рождается с широким спектром встроенных знаний или врожденным репертуаром способов понимания окружающего мира.

На другой стороне континуума, однако, находится очевидный факт, гласящий, что новорожденные, несмотря на неожиданно хорошие перцептивные и когнитивные способности, не настолько умелые, как 6- или 12-месячные дети. Новорожденные не используют жесты для общения, не разговаривают и не демонстрируют отсроченной имитации. В 6 месяцев дети не комбинируют несколько стратегий для достижения цели и, по-видимому, не экспериментируют с объектами таким способом, который характерен для более старшего возраста. Даже в 12 месяцев дети, вероятно, не используют символы для замены вещей в полном спектре. Например, они пользуются несколькими словами, но еще не притворяются в игре. Поэтому, несмотря на все новые и удивительные свидетельства, демонстрирующие очень ранние навыки, все же, по-видимому, правильнее описывать младенца с точки зрения сенсомоторного, а не символического.мышления. На протяжении первых 18- 24 месяцев ребенок, вероятно, двигается по направлению к использованию символов. Этот сдвиг Джон Флавелл совершенно правильно считает выдающимся:

Когнитивная система, которая пользуется символами, представляется... радикально, резко, качественно отличной от той, которая их не использует. Различие настолько велико, что трансформация одной системы в другую во время первых 2 лет жизни кажется мне небольшим чудом, вне зависимости от того, как много мы знаем об этом. Именно этот сдвиг Пиаже рассматривал как точку отсчета следующей стадии.